Правила для сети филиалов
Системные решения
История о внезапном озарении

Несколько лет назад утренним солнечным днем в Ростове на одном из корпоративных мероприятий «Уралсиба» меня озарило. Я был в эйфории, так как, по-моему тогдашнему мнению, смог открыть универсальные принципы управления сетью филиалов. Несколько листов бумаги исписанных шариковой ручкой казались мне физическим воплощением шепота ноосферы. Впечатление только усилилось после моего выступления перед коллегами. Более того, эти листы бумаги послужили основой в дальнейшем принятия в Корпорации документа под названием «Правила управления региональной сетью», обсуждения в дебатах этих правил на региональной конференции и Правлении «Уралсиба». Меня хвалили коллеги, подчиненные, руководство.


Евгений Маврин
Директор ООО «‎Системные решения»

Что же за магнетизм был в этих тезисах? Что притягивало крупных менеджеров одного из банков России к перечню достаточно спорных идей? Думаю, что только одно — эмпирический опыт каждого, кто активно развивал филиальную сеть подтверждал, что эта штука работает. Как итог, команде ФН Региональный бизнес (Донских-Васильчишин-Маврин) удалось построить эффективную систему управления филиалами лучшую на тот момент времени и по кое каким параметрами пока непревзойденную нынешней банковской системой. Прежде всего тем, что сети филиалов с определенного момента в принципе стал не нужен Центральный офис. Может это случилась благодаря моим «ростовским откровениям», может быть вопреки, но принципы и подходы, изложенные мною на бумаге я агрессивно с исступлением и верой внедрял в огромной сетевой структуре банка. Я искренне верил, что выполнение набора простых и понятных правил, как я тогда шутил" заповедей", позволяет любой компании добиться быстрого результата в качестве административного управления.

Надо признаться, что на тот момент новое руководство УралСиба решало несколько управленческих задач одновременно.

1
Во-первых,
абсолютно ясно, эта была задача слияния и поглощения. Причем «Никойл» одновременно пытался инкорпорировать 5 банков, что тянуло за собой невообразимую борьбу культур.
2
Одновременно с этим, во-вторых
решалась задача становления системы региональной дивизиональной иерархии со слоями управления в виде региональной и территориальной дирекций.
3
В-третьих,
формировалась единая сеть продаж с интеграцией в единый «супермаркет» набора финансовых продуктов от банковских, лизинговых до страховых.
4
В-четвертых,
Финансовая Корпорация повсеместно переходила на стратегическое управление в форме системы сбалансированных показателей и стратегических карт, базируясь на разработках Нортона и Каплана.
5
В-пятых,
решалась проблема двух головных офисов в Москве и Уфе путем внедрения идеологии Удаленного Центрального офиса.
6
В-шестых,
в качестве общей модели управления выстраивалась технология виртуальной структуры и ее превалирование перед юридическими структурами.
Понятно, что в этом хаосе задач, каждая из которых тянет на собственное двух-трехлетнее решение, терялась управляемость региональной сети. Менеджеры и сотрудники сети дергались ежечасно запросами, командами, отчетами и прочая, прочая. Поэтому своей задачей видел в том, чтобы ввести ряд ограничений, воссоздав хоть какой-то порядок в отношениях между отделениями и филиалами и Центральными офисами.
Правила для сети филиалов
1
Правило «каскадности»
Введено для борьбы с попытками подразделений ЦО множить себя в низовых структурах. Ясно такой повальной специализации мы себе позволить не могли и закрепляли несколько руководителей кроме линейного за менеджерами сети
2
Правило одного окна
Введено для борьбы с нарушением информационной и управленческой субординации
3
Правило отсутствия коровьих троп
Введено в рамках борьбы с информационным спамом
4
Правило соревновательности
Введено в рамках борьбы с неравномерной системой финансовой мотивации, выявления явных диспропорций в мотивации «любимчиков» и «старичков»
5
Правило саморегулирования
Введено в рамках борьбы с излишней централизацией властных полномочий
6
Правило полноты действующих стандартов
Введено в рамках борьбы с введением новых непроработанных процедур
7
Правило простоты
Введено в рамках борьбы со сложными и объемными документами, пытаясь все представить тремя видами документов – политик, Положений и инструкций
8
Правило управления исключениями
Введено как элемент обратной связи для регуляции количества и качества нормативки, т.е. для борьбы с энтропией
9
Правило «всему свое время»
Введено в рамках борьбы с многокритериальностью поручений
10
Правило регулярности
Введено в рамках обеспечения постоянства процедур. Выработки рефлекса и введения обязательных ритуалов, как элемента корпоративной культуры
11
Правило чередования активностей
Введено в рамках борьбы с постоянными новыми поручениями или изменениями изменений
Разочарование пришло позже
Пришло понимание, что все это как-то очень и очень легковесно. Что это надерганные идеи моего управленческого опыта, компиляция книжных размышлений, тезисы споров с коллегами по работе. Так обычно бывает. Накатила волна эйфории и откатила волна, оставив после себя груду мусора в виде мыслей. Более того, я к тому момент покинул Уралсиб. Но все равно что-то не отпускало. Что-то заставляло возвращаться к основным тезисам, хотя некоторые из них были компромиссами и жертвами поглощения Никойлом старого Уралсиба и диссонировали с остальными. И тут я понял. Если правила работают и делают управление эффективнее, значит в этом стоит поразбираться. Я понял то, что это маленькие части чего-то более цельного. Помните притчу про слона и трех слепых мудрецов? Каждый из них ощущал слона по-своему. Для кого-то он был как змея, для кого-то как столб, для кого-то как простыня. Все были правы, но каждый по-своему, ибо держал слона за часть его тела. А слон был всем тем, что ощущал каждый из них, но был совсем иным. И тут я понял, что было моим «слоном». Я понял, что я пытался внедрять. Все постулаты были похожи на естественные, практически биологические, процедуры, аналогичные определённым жизненным процессам. Я пытался оживить отношения между подразделениями, тем более, что эти отношения поддерживали люди. А люди существа живые.
Вывод
Конечно, прежде всего я ориентировался на свой опыт организационных решений, базу навыков и инструментов, которые мы внедряли в «старом Уралсибе», в Башкредитбанке. Основой наших решений по построению стройной и в чем-то даже легендарной технологии управления была теория жизненных циклов организации. Мы работали и любили Банк, который позволял нам расти вместе с ним. Относились к Банку как к живому существу и потому теория жизненных циклов пришлась нам по духу. Тем более, что вся история Банка удачно вписывалась в основную каноническую теорию.